Nazaykinsky (prohorov) wrote,
Nazaykinsky
prohorov

Categories:

Какими будут гонки будущего: Formula E

Что вы знаете о гонках на электрических болидах, которые выглядят, как автомобили Формулы-1? До московского этапа первого в истории чемпионата я и сам ничего не знал о Formula E, так что давайте разбираться вместе, что это за соревнования такие.

P6061423.jpg


Начну с того, что девятый этап Formula E получил не самые лестные оценки от прессы – написали в основном о невысоком интересе к мероприятию со стороны столичных зрителей. Определенная доля правды здесь есть, но скажите, к какому автоспорту у нас вообще есть интерес: WTCC, российская серия кольцевых гонок (РСКГ), ралли? Пустые и полупустые трибуны везде, ну, кроме этапа Королевских гонок в Сочи прошлой осенью.

01
P6061549.jpg

У меня сложилось впечатление, что Formula E – элитарный вид гонок. Не такой элитарно-грандиозный, конечно, как Формула-1, скорее элитарно-камерный. Количество селебрити, «випов» и чиновников высокого ранга было чуть ли не больше, чем рядовых зрителей. Официанты без отдыха, начиная с 8 часов утра, разносили шампанское и изысканные закуски.

02
P6061343.jpg

03
P6061345.jpg

Почему так рано? Дело в том, что, в отличие от той же Формулы-1, этап чемпионата мира Formula E состоит всего из одного соревновательного дня: 2 тренировки, квалификация и непосредственно гонка. Бесшумные болиды выезжают на трассу в 8-15 утра, а уже к 17 часам определяется победитель, и раздаются зачетные очки.

04
P6061376.jpg

Однако даже при таком жестком графике соревнований есть время пройтись по паддоку и посмотреть на необычные технически, но обычные с виду болиды Formula E. Всего в дебютном чемпионате участвуют 10 команд (http://electroformula.ru/teams), в каждой из которых выступают по два гонщика на четырех абсолютно одинаковых автомобилях. Начиная со следующего сезона, командам будет разрешено строить болиды самостоятельно, в соответствии с требованиями ФИА, разумеется.

05
P6061435.jpg

А сейчас автомобиль один (Spark-Renault SRT_01E), и, соответственно, технические параметры едины для всех – мощность электромотора составляет 170 киловатт (или 240 л. с.). Кажется, что мало, но это искусственное ограничение для первого сезона. На следующий год мощность поднимут до 190 кВт. Однако эти 240 л. с. допускается использовать только во время квалификации, а в гонке пилот может рассчитывать только на 180 л. с., экономя заряд энергии на 25-минутный заезд. Ограничение максимальной скорости составляет 225 км/ч, а разгон от 0 до 100 км/ч – 2,9 секунды.

06
P6061427.jpg

07
P6061429.jpg

Вроде бы не такие мощные автомобили, но за счет небольшого веса (880 кг), отсутствия трекшн-контроля и привода на задние колеса, болиды получаются весьма дерзкими. И не стоит забывать о том, что все этапы чемпионата мира Formula E проводятся в городских условиях, поэтому организаторы благонадежно страхуются от несчастных случаев.

08
P6061365.jpg

Безопасность – это правильно и хорошо, но менеджеры гонки сделали все, чтобы зрители увидели как можно меньше: двойные высокие заборы, громоздкие заграждения, бдительные секьюрити. В результате, рассмотреть болиды из так называемой фан-зоны можно было, только встав на бетонный элемент ограждения. В таком положении зрители были больше похожи на сусликов с вытянутыми шеями. Да что говорить, даже с балкончика вип-клуба, где уже начали разносить вторые блюда и разливать односолодовый виски, не было видно решительно ничего.

Единственный шанс познакомиться с болидами – зайти в гаражи к командам, куда я и отравился. Несмотря на то, что машины внешне похожи на Формулу-1, есть одно существенное отличие – колеса. Дело в том, что на машинах Formula E ставят низкопрофильные 18-дюймовые шины Michelin, по всем параметрам похожие на гражданскую резину, тогда как на болиды Формулы-1 устанавливают 13-дюмовые высокопрофильные шины, которые не имеют никакого другого применения, кроме как на треке.

09
P6061355.jpg

10
P6061359.jpg

Есть мнение, что 18-дюймовые низкопрофильные шины ставят под установку в будущем электромоторов непосредственно на колеса – нужно много свободного места.

Что интересно, для болидов Formula E доступен только один тип покрышек, с одной жесткостью и одним единственным рисунком протектора. Получается, что команды используют универсальную шину во время всего чемпионата мира. Для каждого болида предусмотрен только один комплект резины на этап. Интересно было бы посмотреть на работу этой универсальной резины Michelin при сильном дожде, но, к счастью немногочисленных болельщиков, погода в Москве не подкачала.

11
P6061526.jpg

Для компании Michelin, заключившей контракт с гоночной серией на 2 первых года, участие в чемпионате – хорошая возможность в боевых условиях протестировать серийные покрышки. Попробуйте поставить на любой автомобиль шины от Формула-1 – у вас ничего не выйдет, а резину от электрических болидов можно надеть на гражданские диски и установить колеса практически на любой внедорожник.

Иду я, значит, спокойно, размышляю о шинах и высоких технологиях, как вдруг навстречу проходит четырехкратный чемпион Формулы-1 Ален Прост. Вот так встреча. Для многих этот гонщик был кумиром детства. Ален здесь не приглашенная звезда, а руководитель команды E.dams-Renault, где одним из двух пилотов является его сын – Николя Прост.

12
P6061448.jpg

Надо сказать, что по именам Formula E выглядит более чем внушительно. Например, в гонках в качестве пилота и руководителя команды выступает легенда Формулы-1 Ярно Трулли, рядом Ник Хайдфельд готовится к заезду, Лукас ди Грасси прогуливается по боксам – большинство имен знакомы не только специалистам, но и рядовым любителям автоспорта.

Сама гонка проходит стремительно. Количество кругов не регламентировано и зависит от длины и конфигурации трассы. По времени – чуть менее одного часа. Поскольку заряда батарей одного болида хватает примерно на половину всей дистанции, гонщики совершают 1 пит-стоп, где, проявляя чудеса сноровки, перепрыгивают из одного автомобиля в другой, продолжая соревнование. Помимо пилотирования, гонщик должен следить за уровнем заряда батарей, чтобы вообще доехать до финиша.

13
P6061604.jpg

На московском этапе пилоты проехали по 35 кругов, и лучшее время показал Нельсон Пике-младший, выступающий за команду NEXTEV. Лукас ди Грасси занял второе место, Ник Хайдфельд – третье, а «в цветы» попал Жан-Эрик Вернь.

К сожалению, российские пилоты пока не заявлены командами Formula E. Но будем надеяться, что в этом чемпионате все-таки появится наш соотечественник – это несомненно привлечет больше зрителей на следующий год.

фотографии

14
P6061578.jpg

15
P6061575.jpg

16
P6061538.jpg

17
P6061539.jpg

18
P6061545.jpg

19
P6061455.jpg

20
P6061414.jpg

21
P6061372.jpg



Все фотографии сделаны на компактный фотоаппарат Olympus PEN e-p5 со встроенной стабилизацией.


Читайте по теме:

Репортаж с первого российского этапа Чемпионата Формулы-1 в Сочи
PA110853.jpg


Нюрбургринг 24 часа
DSC04572.jpg




Tags: Москва, Россия, Формула, гонки
Subscribe

  • Женева, коломенская пастила и Skoda Rapid

    В преддверии Женевского международного автосалона производители один за другим стали анонсировать свои супер новинки. Но многие из этих автомобилей…

  • Путешествие в стиле Топ Гир

    В Декабре на кабриолете Range Rover Evoque Convertible ездил в Мурманск. Идея заключалась в том, чтобы "поймать" северное сияние. Подводка какая -…

  • Тест-драйв Hyundai Creta на перевале Кату-Ярык

    В первый же месяц продаж ущемленные кризисом россияне скупили 3 479 новеньких корейских кроссоверов. Скупили, даже не попробовав автомобиль в деле. И…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments